Гимназия Чишминского района - Концепция воспитательной системы

Основная цель воспитания
Воспитание свободного гражданина  с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.

Задачи воспитания:
Формирование правосознания и гражданской ответственности.
Обеспечение условий для физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья.
Создание условий для активного формирования ученического самоуправления.
Создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе  гимназии. 
Создание традиций и обычаев внеклассной работы Гимназии. 
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям  поведения.
Развитие у подрастающего человека креативности   как черты личности.
Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребёнку в самореализации.

Педагогические подходы построения воспитательной системы.
Стратегию  воспитательной деятельности гимназии составляет комплекс современных дополняющих друг друга подходов, таких как 
- системный (объект познания или преобразования рассматривается как система);
- деятельностный (в основе – совместная деятельность детей и взрослых по реализации  выбранной цели);
- личностно – ориентированный (обеспечение и поддержка процесса самопознания, самовоспитания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности);
- философски- антропологический (синтетическое учение о человеке обучающемся, воспитывающемся); 
- синергетический (в основе – самоорганизация  и саморазвитие, протекающие в природных и социальных системах).

Принципы воспитания:
- личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью); 
- гуманистический подход к построению отношений в воспитательном 
процессе;  
- средовой подход в воспитательной деятельности (использование возможностей внутренней и внешней среды школы);
- дифференцированный подход к воспитанию детей (отбор содержания, методов и форм воспитания с учетом особенностей участников воспитательного процесса);
- природосообразность воспитания (учет половых и возрастных особенностей);
- культуросообразность воспитания (опора в воспитательном процессе на народные традиции);
- эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребёнка (эстетизация Гимназии, ее окружения; создание условий для самореализации учащихся в художественной деятельности: музыке, хореографии, прикладном творчестве);
- единство обучения и воспитания (соединение воспитания и обучения через формы, методы и приемы,  направленные на развитие на уроке потребности и способности учащегося к самопознанию, самоопределению, самореализации и саморазвитию); 
- непрерывность и новизна воздействия (включение в процесс обучения нестандартных, творческих заданий, способствующих формированию навыков и умений проводить интеллектуальные, логические операции). 

Управление развитием воспитательной системой включает:
- моделирование строящейся воспитательной системы;
- организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и - ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности;
- корректировку возникающих отношений в этом процессе;
- рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Содержание воспитательного процесса. 
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности  и поступки.
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям:      
- разработка совместно с детьми Кодекса чести гимназиста, фиксирующего принятые в Гимназии  нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности;
- создание целевых программ, по направлениям  воспитательной деятельности: - гражданско-правовой, физической, эстетической, интеллектуальной.  
Механизм воспитания.
Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения. Воспитательная система – это  «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания  и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат»
Функции воспитательной системы:
- развивающая, направленная на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развитие коллектива и всей Гимназии;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое воспитательных воздействий на каждом учебном и внеклассном занятии, создания воспитывающей среды во внеурочное время, 
- построение системы внеклассной работы, нацеленное на духовное развитие личности каждого ребенка;
- регулирующая (связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка коллектива);
- защитная (направленная на повышение уровня социальной защищенности учащихся);
- компенсирующая (направленная на создания  условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечение жизнедеятельности ребенка);
- корректирующая (связанная с осуществлением педагогической коррекции поведения и общения ребенка).
Педагогические средства и виды деятельности.
Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, профориентационную. 
Для успешной реализации воспитательных функций в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело.  Оно включает в себе основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении принимают участие все школьники  с 1 по 11 класс, все педагоги, родители и друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел разрушает возрастные барьеры взаимодействия, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности школьного коллектива, его творческого самовыражения.

Этапы построения воспитательной системы

Этапы построения 
воспитательной системы

Цель

Содержание деятельности

I этап 2010 -2012г.
Подготовительный

Пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей

Изучение мнений, интересов детей,родителей,  педагогов. Изучение социума.Организация работы кружков, спортивныхсекций. Повышение профессионального ростапедагогических кадров,

II этап 
2013 – 2015г.
организационный

Определить стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы

Обновление нормативно-правовой базы.  Организация мониторинга потребностей    и интересов уч-ся и исследование эффективности образовательного  процесса. Формирование информационно-методического фонда, разработок педагогов. Совершенствование работы органов детского самоуправления. Развитие в классных коллективах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества. 

III этап
2016 - 2019
развития

Обеспечить качественные результаты воспитательного и образовательного процесса

Определение перспектив дальнейшего развития; Использование информационных технологий в воспитательном процессе; Создание системы отношений, помогающей ученику на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.

 

Создание сайта - Зам. дир. по УВР Манаенкова К.А.