Методическая тема по воспитанию в Гимназии на 2021-2022 учебный год -
«Воспитание и развитие свободной, творческой, здоровой личности, обогащённой научными знаниями и принципами нравственного поведения, готовой к созидательной трудовой деятельности и успешной социализации»
Модель выпускника Гимназии
Главным ожидаемым результатом работы педагогического коллектива является модель выпускника Гимназии.
Модель выпускника начальной школы:
- Социальная компетенция:
- восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим»;
- потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. - Соблюдение режима дня и правил личной гигиены;
- стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
- Общекультурная компетенция:
- наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе;
- эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
- Коммуникативная компетенция:
- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; - способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.
Модель выпускника основной школы:
- Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, необходимый уровень воспитанности.
- Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, норм социального поведения и межличностного общения.
- Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, толерантность, саморегуляция.
- Художественно - эстетический потенциал: самосознание и адекватная самооценка, способность рассуждать и критически оценивать произведения литературы и искусства.
- Физический потенциал: самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
Основы воспитательной системы Гимназии.
Основные направления воспитания и социализации:
- воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе воспитательной системы Гимназии лежит система доктора педагогических наук, профессора Щурковой Н.Е. Целью воспитания является воспитание духовно-нравственной личности, способной строить жизнь, достойную человека. Воспитательная система Гимназии направлена на создание условий для самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, их самовыражения и роста. Поэтому воспитательная тема включает в себя работу во время уроков, а также во внеурочное время. Большое внимание в гимназии уделяется дополнительному образованию учащихся. Учащиеся могут проявить себя в спортивных, предметных, музыкальных, театральных кружках, кружках декоративно-прикладного творчества.
Педагогический коллектив Гимназии пришел к глубокому убеждению, что воспитательная работа является составной частью образовательного процесса, только в их взаимодействии возможно развитие личности. А такой вопрос, как педагогическая поддержка ребенка в образовании, может решаться только всем коллективом Гимназии во взаимодействии с наукой.
Гимназия является культурно-образовательным центром, способным формировать психолого - социокультурную атмосферу района. В основе учебно-воспитательного процесса лежит одна цель - воспитание духовно-нравственных сторон личности ученика. Эта цель реализуется на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов и во внеурочных занятиях творческих групп дополнительного образования. Огромное воспитательное влияние на личность оказывает классный коллектив, его руководитель, совместная творческая деятельность учителя, учеников, родителей.
В данном учебном году внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для нашей Гимназии формах по следующим направлениям:
Направление |
Формы реализации |
Образовательное |
Предметные недели, конкурсы (школьные, районные, Республиканские, Всероссийские), День знаний, День гимназиста, познавательные игры, турниры эрудитов, научное общество "Поиск", работа пресс-центра самоуправления учащихся |
Трудовое |
Трудовые десанты, месячник по уборке территории, субботники, оформление классов и Гимназии, знакомство с профессией. |
Патриотическое |
Экскурсии, походы. Краеведческая работа, работа с ветеранами и участниками ВОВ, тематические классные часы "Сыны России", Уроки мужества, праздник "День защитника Отечества", Дни воинской славы, вахты памяти, |
Художественно-эстетическое |
Участие в конкурсах, фестивалях, выставках (школьных, окружных, городских, областных), концертах на школьных праздниках, |
Здоровый образ жизни |
Проведение классных часов, участие в спортивных соревнованиях, фестивалях, деятельность спортклуба «Олимп», |
Семья и школа |
Родительские собрания, деятельность родительского совета Гимназии, родительский комитет класса, психологическое консультирование, участие родителей в мероприятиях гимназии, родительский всеобуч, клуб выходного дня. |
Правовое |
Клуб правовых знаний, Школа детской дипломатии, взаимодействие с правоохранительными органами, ГИБДД, |
Развитие навыков самоуправления |
Совет старшеклассников, Пионерская организация "Родничок", |
Нравственное |
Классные часы, встречи с интересными людьми, |
Целевые программы, концепции, реализуемые в Гимназии.
№ |
Название программы |
Срок реализации |
1. |
«Воспитание и социализация гимназиста нового Башкортостана» |
2019-2021 гг |
2. |
Программа профилактики вредных привычек у обучающихся |
2019-2021 гг |
3 |
Дополнительное образование учащихся Гимназии «Досуг» |
2019-2021 гг |
4 |
Концепция воспитательной системы Гимназии «Ступени к успеху» |
2019-2021 гг |
Этапы построения воспитательной системы
Этапы построения |
Цель |
Содержание деятельности |
I этап 2012 -2015г. |
Пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей |
Изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов. Изучение социума. Организация работы кружков, спортивных секций. Повышение профессионального роста педагогических кадров |
II этап |
Определить стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы |
Обновление нормативно-правовой базы. Организация мониторинга потребностей и интересов уч-ся и исследование эффективности образовательного процесса. Формирование информационно-методического фонда, разработок педагогов. Совершенствование работы органов детского самоуправления. Развитие в классных коллективах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества. |
III этап |
Обеспечить качественные результаты воспитательного и образовательного процесса |
Определение перспектив дальнейшего развития; Использование информационных технологий в воспитательном процессе; Создание системы отношений, помогающей ученику на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности. |