- Подробности
- Категория: Концепция воспитательной системы
- Просмотров: 86241
Основная цель воспитания:
Воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
Задачи воспитания:
Формирование правосознания и гражданской ответственности.
Обеспечение условий для физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья.
Создание условий для активного формирования ученического самоуправления.
Создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе гимназии.
Создание традиций и обычаев внеклассной работы Гимназии.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Развитие у подрастающего человека креативности как черты личности.
Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребёнку в самореализации.
Педагогические подходы построения воспитательной системы.
Стратегию воспитательной деятельности гимназии составляет комплекс современных дополняющих друг друга подходов, таких как
- системный (объект познания или преобразования рассматривается как система);
- деятельностный (в основе – совместная деятельность детей и взрослых по реализации выбранной цели);
- личностно – ориентированный (обеспечение и поддержка процесса самопознания, самовоспитания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности);
- философски- антропологический (синтетическое учение о человеке обучающемся, воспитывающемся);
- синергетический (в основе – самоорганизация и саморазвитие, протекающие в природных и социальных системах).
Принципы воспитания:
- личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью);
- гуманистический подход к построению отношений в воспитательном
процессе;
- средовой подход в воспитательной деятельности (использование возможностей внутренней и внешней среды школы);
- дифференцированный подход к воспитанию детей (отбор содержания, методов и форм воспитания с учетом особенностей участников воспитательного процесса);
- природосообразность воспитания (учет половых и возрастных особенностей);
- культуросообразность воспитания (опора в воспитательном процессе на народные традиции);
- эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребёнка (эстетизация Гимназии, ее окружения; создание условий для самореализации учащихся в художественной деятельности: музыке, хореографии, прикладном творчестве);
- единство обучения и воспитания (соединение воспитания и обучения через формы, методы и приемы, направленные на развитие на уроке потребности и способности учащегося к самопознанию, самоопределению, самореализации и саморазвитию);
- непрерывность и новизна воздействия (включение в процесс обучения нестандартных, творческих заданий, способствующих формированию навыков и умений проводить интеллектуальные, логические операции).
Управление развитием воспитательной системой включает:
- моделирование строящейся воспитательной системы;
- организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и - ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности;
- корректировку возникающих отношений в этом процессе;
- рациональное использование воспитательного потенциала среды.
Содержание воспитательного процесса.
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
- разработка совместно с детьми Кодекса чести гимназиста, фиксирующего принятые в Гимназии нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности;
- создание целевых программ, по направлениям воспитательной деятельности: - гражданско-правовой, физической, эстетической, интеллектуальной.
Механизм воспитания.
Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения. Воспитательная система – это «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат»
Функции воспитательной системы:
- развивающая, направленная на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развитие коллектива и всей Гимназии;
- интегрирующая, содействующая соединению в одно целое воспитательных воздействий на каждом учебном и внеклассном занятии, создания воспитывающей среды во внеурочное время,
- построение системы внеклассной работы, нацеленное на духовное развитие личности каждого ребенка;
- регулирующая (связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка коллектива);
- защитная (направленная на повышение уровня социальной защищенности учащихся);
- компенсирующая (направленная на создания условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечение жизнедеятельности ребенка);
- корректирующая (связанная с осуществлением педагогической коррекции поведения и общения ребенка).
Педагогические средства и виды деятельности.
Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, профориентационную.
Для успешной реализации воспитательных функций в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Оно включает в себе основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении принимают участие все школьники с 1 по 11 класс, все педагоги, родители и друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел разрушает возрастные барьеры взаимодействия, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности школьного коллектива, его творческого самовыражения.
Этапы построения воспитательной системы
Этапы построения |
Цель |
Содержание деятельности |
I этап 2010 -2012г. |
Пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей |
Изучение мнений, интересов детей,родителей, педагогов. Изучение социума.Организация работы кружков, спортивныхсекций. Повышение профессионального ростапедагогических кадров, |
II этап |
Определить стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы |
Обновление нормативно-правовой базы. Организация мониторинга потребностей и интересов уч-ся и исследование эффективности образовательного процесса. Формирование информационно-методического фонда, разработок педагогов. Совершенствование работы органов детского самоуправления. Развитие в классных коллективах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества. |
III этап |
Обеспечить качественные результаты воспитательного и образовательного процесса |
Определение перспектив дальнейшего развития; Использование информационных технологий в воспитательном процессе; Создание системы отношений, помогающей ученику на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности. |